Шоппинг по-саратовски или как превращают в зомби-шопоголиков
Многие поколения маркетологов изучают покупательский спрос и играют человеческими слабостями, например страстью к шоппингу.. Разве не знакома Вам ситуация, когда собираясь купить одну вещь, вы вместо этого покупаете две и больше, а то и на сколько хватит денег? Другой пример, отправляясь в продуктовый супермаркет, собираетесь купить батон хлеба, а уходите с полной тележкой продуктов. Измененное сознание в магазине приводит к тому, что мы оставляем там больше денег, чем рассчитывали. Вывод один - усилия маркетологов эффективны, они работают. Когда речь идет о продажах, этике места нет, поэтому не совсем честные тактические ходы маркетологов, манипулируют людскими слабостями.
Итак, какие факторы нашего поведения влияют на выполнение и перевыполнение планов супермаркетов и бутиков.
Во-первых.
"Шоппинг - витамин хорошего настроения!"- гласит рекламный слоган. Научно доказан факт, что шоппинг делает нас счастливее. На Западе и в Японии начало сезонных распродаж - одна из наиболее обсуждаемых тем на ТВ и в прессе, иногда даже обгоняющая по рейтингам политические сюжеты. Драки между шопоголиками за последнюю пару обуви или раздавленные толпой покупатели держат зрителей у экранов, не хуже голливудских триллеров. К слову, в последнее время Голливуд не обходил вниманием стороной тему шоппинга. Вспомните известный фильм с одноименным названием, "Шоппинг" или "Закупка" с Джудом Лоу или недавний "Шопоголик" .
Удовольствие от покупок сравнимо с наркотическим возбуждением. Дело в том, как установили ученые, мозг дурманит гормон, стимулирующий центры удовольствия. Фишка в том, что его выделение происходит до совершения покупки. Разве не знакомо Вам радостное чувство предвкушения покупки?Ах, как мне хочется эту шубку?!Она создана только для меня!А когда шубка оказывается у Вас в гардеробе, вроде бы так и было и эйфория куда-то улетучилась.
Совет: не покупайте сразу понравившуюся вещь, даже на распродажах. Подумайте еще раз спокойно и взвешенно, когда гормональный взрыв уляжется. И, если это действительно Ваша вещь, то она Вас дождется обязательно!
Во-вторых.
Человеку свойственно неадекватно воспринимать цвета, надписи и цифры на ценниках. Уловки маркетологов с цветами (например, желтый - скидка, красный - распродажа) и надписи "Отличная цена". Кто и на основании чего решил, что она отличная?С чем сравнил?И есть ли у покупателя возможность такого сравнения?Но на шоппинг-прогулке эти вопросы уходят на десятый план .Я неоднократно видела в магазинах Саратова, принадлежащих к сети "Пятерочка", желтые ценники, позиционируемые как социальные или по акции, но при изменении цены в большую сторону цвет ценника не изменялся. Опять все дело в наших особенностях восприятия. На это же рассчитан еще один известный маркетинговый ход: цифра на ценнике "500 рублей" и "499.90 рублей". Разумеется мы покупаем за 499.90. Наш мозг в первом прочтении не округляет цифры и опять реальность уходит на второй план.
Совет: если не хотите тратить лишние деньги (копейка, как известно рубль бережет!) внимательно
читайте ценники, не бросайтесь на яркие цвета и блестки, и не бойтесь консультироваться с продавцами. Их работа заключается в том числе и в том, чтобы нести реальную информацию о товаре и цене.
В-третьих
Мы падки на громкие имена, выражаясь иначе, бренды. Пожалуй, это - наше наиболее уязвимое место, на котором маркетологи виртуозно играют как заправские музыканты. Вспомните, бренд Versace самый популярный,продаваемый в мире и одновременно самый подделываемый. Одно вытекает из другого. И нам неважно кто стоит во главе Модного дома после смерти Джованни, кто разрабатывает линии одежды и обуви. "От Версаче" означает - модно, дорого, престижно. То же самое происходит с другими известными брендами Nokia, Apple. Мы платим до 70% суммы за громкое имя, не более того. Ученые также объясняют это особенностями строения коры головного мозга.
Совет: здесь сложно что-то посоветовать. Изменить строение коры головного мозга с помощью операции? Какой ужас! Выход один - жить с любовью к брендам, главное, чтобы эта любовь не стала единственной любовью в Вашей жизни! А шоппинг, каким бы прекрасным не был, не стал ее смыслом!
Лада Вавилова
< Предыдущая | Следующая > |
---|